Главный редактор The Glove Анастасия Богодист пообщалась с Максимом Фёдоровым — одним из первых хедшот-фотографов в России, который создает портреты, способные говорить за человека. В интервью он рассказал, как пришел в профессию, зачем в фотографии нужны доверие, открытость и уверенность и как совместно с нашим изданием может реализоваться новый визуальный спецпроект.
— Максим, как ты пришел в фотографию? Чем тебя вдохновляет съемочный процесс? Как ты видишь свою некую миссию в фотографии?
— Мой путь необычный. Я всю жизнь занимался рекламой — классический продавец, продаю уже около двадцати пяти лет. Около десяти лет назад моя карьера в сфере рекламы и брендинга завершилась, по независящим от меня причинам — я просто вырос и решил заняться чем-то другим. Во время поиска работы я обнаружил, что постоянно сижу в интернете, смотрю фотографии и мечтаю: «Вот бы самому так!» Тогда я жил на «золотой парашют» — это был конец 2014 – начало 2015 года. Уже активно фотографировал и пошел на бизнес-курсы, которые проводились при поддержке мэрии Москвы и под эгидой ООН. И вот за десять дней мне, можно сказать, «вставили мозг на место», крылья появились — я стал пробовать фотографировать всерьез и понял: нужно учиться.
Я нашел американскую ассоциацию, которая выпускает великолепных фотографов. Так я стал учиться быстро, начал снимать. Через полгода встретился с Викторией Вирта — она предложила: «Максим, почему бы тебе не фотографировать студентов с моего курса?» Я стал это делать, история продлилась около двух лет. Так я стал полноценным бизнес-фотографом, снял помещение, оборудовал студию. Потом занялся сайтом, продвижением — и постепенно стал тем самым фотографом для бизнес-ориентированных людей.
У меня две цели: кому-то фотография нужна для бизнеса, кому-то — для жизни. Я сформулировал для себя три ключевых слова — доверие, открытость и уверенность — и построил на них свою концепцию. Потом понял, что людям важно получать не только деловые, но и креативные фотографии. На стыке этих двух направлений я сейчас и работаю — создаю портреты уникальных личностей, чтобы они могли представить себя миру.

— Получается, вдохновение к тебе пришло просто в процессе поиска себя?
— Абсолютно. Мне нужно было на что-то жить. Помню это необычное время: никуда не берут, ты вроде что-то умеешь, но оно уже не работает. Думаю — дай попробую. И получилось.
— А у тебя были какие-то навыки?
— В шестом или седьмом классе я ходил в фотокружок. Поверь, я и не подозревал, что окажусь в сфере профессиональной фотографии. Сейчас пробую делать спецпроекты, художественные фото, потому что открываю для себя творческий бизнес. Ко мне приходят клиенты и говорят: «Вы же творческий человек!» Если бы они знали правду о том, как это устроено… Это как Страдивари: он делал скрипки, чтобы зарабатывать, и в то же время создавал произведения искусства. Или тот же Микеланджело. Я не сравниваю себя с ними, но мне близка сама обстановка, в которой творчество рождается в труде.
— Поэтому и студию выбрал в творческом пространстве — кругом арт-школы, выставки? (Студия находится на территории Центра дизайна ARTPLAY).
Насколько мне известно, ты был одним из первых хедшот-фотографов в Москве. Что это значит?
— Мир развивается параллельно, и с ростом онлайн-обучения появился доступ к уникальным техникам. Один известный американский фотограф Питер Херли отточил особый стиль съёмки — Headshot, который стал его фирменным. Он создал ассоциацию, начал обучать других и продвигать их. Он изобрел особые световые схемы, позволяющие делать фото быстро и качественно. Я прошёл его курс и стал первым российским представителем в этой организации, защитил статус, представил портфолио перед большой международной аудиторией. После этого он лично вручил мне сертификат и написал добрые слова — скрин висит у меня на сайте. После меня и другие российские фотографы прошли этот путь.

— Максим, расскажи, как тебе пришла идея сотрудничать с нашим изданием? Мы, кстати, недавно переехали на новый домен — теперь мы theglove.ru.
— Первое знакомство с вами случилось через Вику Вирта и её академию, где я фотографировал студентов, а ты там, как выяснилось, училась. Да, и Тамерлан, с которым вы создали журнал. Мне нравится, как Вика влияет на людей — как шлейф кометы, она соединяет и направляет людей к реализации своих талантов.
— Да, я считаю, у неё действительно широкая социальная миссия. Я попала в академию почти случайно — пришла на мастер-класс и сразу поняла: хочу здесь остаться. Мне было нужно знание, как себя продвигать, и в итоге эта среда меня захватила. Мы с ней до сих пор общаемся, она даже оставила мне отзыв на сайте.
— Очень круто. Я считаю, что ваше издание развивается стремительно. Вы публикуете самых разных людей — бизнесменов, блогеров, психологов, художников. Я вижу, как мы можем совместно предложить этим людям ценность.
— И как ты это видишь?
— Моя идея в том, чтобы выстроить визуальный стиль ваших авторов — например, в интервью. Через технику создания хедшот-портрета мы можем транслировать доверие, открытость и уверенность. Я не утверждаю, что я самый гениальный фотограф, но я могу помочь изданию выстроить визуальную идентичность. Ведь бывает, человек говорит как сенатор, а выглядит как прораб. Я могу это сбалансировать. Потому что визуальный образ — это тоже коммуникация.
— Ну, ты скромничаешь. Я несколько раз была у тебя на съемке, и это всегда уникальный опыт. У тебя особая манера общения, подачи, и ты быстро отдаешь материал. Это нечасто встретишь.
— Спасибо! Для меня важно, чтобы человек чувствовал себя уверенно. Я действительно стараюсь, чтобы всё происходило быстро и чётко.
— А как проходит съемка? Что нужно учесть автору перед тем, как прийти?
— Первым делом — зайти ко мне на сайт и посмотреть примеры. Потому что даже если меня рекомендуют, я считаю, что вкус нужно сверять. У каждого своё восприятие. Я работаю по концепции доверия, открытости и уверенности. Важно, чтобы человеку это откликалось.
Потом нужно написать мне в WhatsApp или Telegram, или через сайт — и сказать, что вы от The Glove. Мы быстро согласуем дату и время. Выбираем фон — белый (открытость), серый (статус), черный (уверенность и креатив). Можно подготовиться самостоятельно или воспользоваться визажистом у нас в студии.
Съемка длится 15–30 минут. Я вовлекаю человека в процесс, даже если он не улыбается. Хотя я рекомендую — хотя бы пол-улыбки. Потому что публика ждет от автора энергии.
— Ну да, я тоже считаю, что нужна живая искра. И как ты быстро обрабатываешь — это действительно восхищает.
— Всё дело в технологии и практике. Это как «жареная картошка с луком» — вкусно и быстро. Главное — правильный свет, и умение работать с моделью.
— Я скорее за цветную капусту! Особенно если правильно приготовить, нет ничего проще и вкуснее на свете. Она, кстати, похожа на мозг, как и грецкие орехи.
— Вот, точно! Прекрасный образ. А ещё я хотел бы сказать: конечно, можно сделать фото и на iPhone, особенно если срочно. Но для хорошего аватара — всё же лучше прийти в студию. Потому что профессиональный портрет — это универсальный продукт. В нём акцент на человеке.
— Абсолютно согласна. Мы живем в эпоху, где визуальный контент играет ключевую роль. И универсальный, качественный портрет — Must Have.
— У меня есть даже услуга «профайл» — портрет для сайта знакомств. И да, она одна из самых популярных. Люди приходят тихо, но эффект — впечатляющий. Даже семьи создаются благодаря удачным снимкам.

— Есть кадр, которым ты особенно гордишься?
— Да, на главной странице моего сайта — девочка с лицом «Аленки». Ей было шесть лет. Этот портрет я сделал до всех обучений, и до сих пор не понимаю, как он получился. Но в нем — всё, что я люблю в фотографии: момент, эмоция, свет.
— А кого из известных людей ты уже снимал?
— Радислава Гандапаса, Олега Тактарова, Алексея Воеводу. Но я не стремлюсь в шоу-бизнес. Там свои правила. Я больше про людей. И пусть это звучит просто — но именно это помогает мне сохранять искренность в работе.



— Ты сейчас развиваешь много творческих проектов. Расскажешь?
— Да, один из них — проект «Фотокарточка» в стиле Мосфильма 30–60-х годов. Я восстанавливаю технику светотени, которой сейчас нигде не учат. Это требует времени и тонкой настройки, но результат — настоящие психологические портреты. Для издания это тоже может быть интересным спецпроектом — выделять героев через особую визуальную эстетику. Как «ресторан» вместо фастфуда. У меня, конечно, есть и «Макдональдс» — быстрые бизнес-портреты, но есть и «изысканная кухня».
— Максим, спасибо за разговор. Это было очень живо, тепло и вдохновляюще.
— И тебе спасибо! Будем делать дальше красивое и нужное.