Нажмите "Enter" для перехода к содержанию
На фото: Ольга Чудова

Ольга Чудова: в последнее время идёт политика активного усыновления и в идеале – прийти к ситуации, когда детских домов не будет

Тамерлан Джиджоев поговорил с Ольгой Чудовой, исполнительным директором фонда социального развития «Полдень», который специализируется на работе с детьми-сиротами и подростками в трудной жизненной ситуации. Ольга рассказала, что такое игры живого действия и как они помогают подросткам из детских домов адаптироваться к жизни в обществе.

– Ольга, чем занимается фонд социального развития «Полдень»?

– Одна из главных задач работы фонда – помочь воспитанникам детских домов и подросткам в трудной жизненной ситуации стать самостоятельными во взрослой жизни через обучающие игровые программы, которые фонд разрабатывает и проводит с 2011 года. В основе деятельности фонда лежит практико-ориентированный подход, благодаря которому подростки усваивают определенные жизненные навыки в ходе сюжетно-ролевых игр. Они получают возможность безопасно приобрести опыт, которого у них нет в силу жизненных обстоятельств.

Здесь целый комплекс проблем. Во-первых, подростки в детских домах оказываются в условиях, когда за них все делают и решают воспитатели, т. е. ребята живут на всем готовом у них мало ситуаций, где они могут выбирать, принимать какие-то решения и нести за них ответственность. Во-вторых, большинство имеют в прошлом травмирующий опыт, связанный с неблагоприятными условиями жизни в семье. Не стоит забывать и том, что именно подростков чаще всего возвращают из приемных семей обратно в детский дом, и для ребят это дополнительная травма, с которой им трудно справиться. В-третьих, в детских домах зачастую форма общения между подростками имеет насильственный характер, часть из них подвергается буллингу.

На фото: Ольга Чудова

Однако, несмотря на все перечисленные выше проблемы это подростки, у которых возможно формировать все нужные для самостоятельной жизни компетенции, в первую очередь мягкие навыки, осознанность. Самый оптимальный вариант – игра, через неё подростки имеют возможность проживания разнообразного опыта и переноса этого опыта в реальную жизнь. Через игру воспитанники детских домов и подростки в трудной жизненной ситуации учатся ставить и решать задачи, принимать самостоятельные решения, общаться и работать в команде, повышают свою мотивацию к учебе, т. к. некоторые наши программы разрабатываются на основе таких учебных предметов, как история, география, литература, химия и т. д.

– То есть, ваши игры направлены на развитие именно определённых навыков у подростков из детских домов?

– Именно так. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что многие воспринимают наши игры просто как развлечение, приехали к детям-сиротам, поиграли с ними, сделали хорошее дело. На самом деле, игра – это инструмент, с помощью которого можно достаточно глубоко погружать в специально спроектированные ситуации и наша задача разработать образовательные программы, которые будут не только интересны детям, но и иметь прикладной, развивающий характер. Подростки с опытом сиротства успешно социализируются, обладают теми же компетенциями, что и дети из семей, у них есть все предпосылки для получения образования, устройства на работу и создания семьи.

Просто эти навыки нужно правильно прокачать. Это мы и делаем через игровой подход: помогаем развивать такие скилы, как целеполагание, умение принимать решения и отвечать за них, собственные ценности и т. д. Игра – наиболее понятная и лёгкая форма обучения детей и подростков, то, что просто заходит.

Как проходит сам процесс разработки ваших игр?

– К созданию каждой игры привлекается большое количество специалистов – психологи, эксперты в определённых областях, педагоги, геймдизайнеры, дизайнеры, игротехники. Сначала мы находим проблемные места и дефициты в компетенциях, необходимых для успешной адаптации, решаем какой опыт должны приобрести игроки для развития данных навыков. На этом этапе в работу включаются наши психологи-методисты, сторонние эксперты, педагоги. Затем к разработке игры подключаются геймдизайнеры, дизайнеры, которые переносят идею уже в саму игру, разрабатывают правила и сам игровой процесс, моделируют игровую проблемную ситуацию, в которой игроку необходимо действовать и принимать решения.

После того, как готов первоначальный вариант игры, игротехники проводят её апробацию для выявления слабых сторон и их исправления, зачастую меняется часть сценария игры. Только после утверждения всех процессов игры мы отправляем материалы на печать в типографию. Конечно, прежде чем начать проведение игр, мы обучаем ведущих-волонтеров, педагогов, всех тех, кто будет проводить занятия. Создание одной игры может занимать до полугода, а в каких-то случаях и больше.

– Игровые образовательные программы, которые разрабатывает фонд, предназначены только для детских домов или их можно проводить, например, в школах?

– Все разрабатываемые фондом игровые курсы можно проводить и в других образовательных учреждениях, закрывая те или иные потребности подростков. Например, интерактивный курс «ПРОфессия» направлен на развитие ключевых навыков, которые в будущем помогут подросткам определиться со своей профессией, грамотно составлять собственное резюме, с легкостью проходить собеседования, знать, на что обращать внимание при трудоустройстве. Согласитесь, ориентироваться на современном рынке труда, а также развивать умения и навыки для успешного устройства на работу любому молодому человеку.

Понимая, что с мотивацией к учёбе у современных подростков всё не очень хорошо, мы разрабатываем игры, позволяющие повысить интерес к занятиям в школе. Например, межпредметная игровая программа на основе курса географии «Россия начинается здесь» направлена на повышение уровня знаний о региональных особенностях нашей страны. Подростки знакомятся с географией и экономикой нашей страны, особенностями традиций и культур разных народов, проживающих на территории РФ. А интерактивный курс «В переплет» основан на сюжетах мировой художественной литературы, где через игру подростки знакомятся с произведениями таких писателей, как Булгаков, Чехов, Стивенсон, Харпер Ли, Азимов, Стругацкие, Брэдбери и т. д., и также получают собственный опыт решения морально-нравственных дилемм.

Игровая программа «Зона риска», направлена на профилактику деструктивного поведения подростков. В данном случае игра является инструментом, позволяющим затронуть такие проблемы, как социальная нетерпимость, буллинг, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни» и т. д.

Особое место занимает инклюзивная программа «ПРОчувствуй», которая помогает участникам проекта взаимодействовать и лучше понимать людей с ментальными нарушениями. Игровой опыт позволяет осознать проблемы, с которыми сталкиваются подростки с особенностями развития, дает возможность лучше их понимать и эффективно с ними коммуницировать.

А есть в вашем портфеле игры для частного пользования, в которые можно играть с друзьями или в кругу семьи?

– Да, это настольная игра «По плану». Отличный способ провести вечер или выходные в кругу семьи или в компании друзей с пользой. Эта игра дает опыт постановки, планирования и достижения целей. Она наполнена событиями и действиями, пережить которые будет интересно и полезно не только подросткам, но и взрослым. Чтобы понимать, правильно ли мы движемся в жизни, необходимо определиться с тем, чего мы уже достигли и к чему стремимся дальше. Где, как не в игре, мы можем примерить разные роли, пофантазировать и представить, что наша жизнь может развиваться совсем не так, как сейчас. «По плану» даёт игрокам понимание того, что не все достигается сразу по щелчку пальцев, иногда приходится от чего-то отказаться, чтобы достичь поставленных целей; и что нужен баланс между работой и семьей, а учеба не заканчивается получением диплома, что нельзя пренебрегать собственным здоровьем.

Это важно понимать не только детям, но и взрослым — ведь каждому из нас иногда нужно задуматься о своих целях и способах их достижения, почему получается чего-то достичь, а в других случаях – нет, в чём причина и т. д.

– Ольга, ваш фонд работает в разных регионах России. Вы привлекаете волонтёров к работе?

– Конечно, мы привлекаем к нашей работе волонтёров. В основном, для проведения наших игр в детских домах.

Проходят ли волонтёры обучение?

– Да, поскольку в каждой игре есть свои нюансы, то мы обязательно проводим обучение наших волонтеров как в офлайн формате, так и онлайн, зависит от региона.

Нужно сказать, что обучение волонтёров и их дальнейшее участие в проведении игр, позволяет им также развивать и дальше свои компетенции. Например, лидерские качества, умение работать с аудиторией и выстраивать правильные взаимоотношения с другими людьми.   

Любой фонд существует за счёт пожертвований, в том числе и от бизнеса. Как компании могут помочь «Полдню»?

– У нас есть несколько вариантов помощи со стороны бизнеса. Можно профинансировать разработку игр, направленных на решение конкретных социальных задач (образование, насилие, инклюзия, равенство возможностей и т. д.), которые стоят на повестке КСО. Также можно поддержать наши программы по социальной адаптации детей-сирот и подростков в трудной жизненной ситуации в определенных регионах, значимых для компании.

Нам важно, чтобы отношения были партнёрскими. Есть возможность в большом количестве регионов вовлекать сотрудников в программы корпоративного волонтерства, для многих это возможность сделать жизнь детей-сирот и подростков в трудной жизненной ситуации чуть лучше именно своими действиями. Также участие волонтеров в проведении программ дает хорошее развитие лидерским и коммуникативным качествам, которые могут помочь в профессиональном развитии и построении карьеры в дальнейшем. Среди наших партнеров есть крупные корпорации, мы собираем обратную связь с волонтеров и замечаем, что им важно понимать, что они работают в компании, которая не только делает много хорошего на своем рынке, но и реализует социальные задачи при их участии, поддерживая тех, кому нужна помощь.

– Поделитесь планами вашего фонда на ближайшее время.

– Сейчас мы активно занимаемся разработкой поддерживающего курса «Солнце взойдёт» для подростков с посттравматическим стрессовым расстройством, так как практически все дети в детских домах, это дети с прошлым травмирующим опытом. Также хотим запустить в работу программу «Лицом к лицу» для кандидатов в приемные родители, приемных родителей и самих детей-сирот. Цель проекта – формирование у кандидатов в приёмные родители осознанного решения об опеке/усыновлении; рассказать о трудностях, с которыми могут столкнуться приемные родители, формирование готовности обращения за помощью в кризисных ситуациях.

А для подростков данный курс позволит сформировать представление о семейном устройстве и навыки конструктивного поведения в семье. В последнее время идёт политика активного усыновления и в идеале – прийти к ситуации, когда детских домов не будет. Мы поддерживаем это стремление, но видим, что на данный момент, много детей, особенно подростков, усыновляют, а после возвращают в детские дома и это очень тяжелый опыт для всех. Задача проекта – стать одним из инструментов, позволяющим сократить вторичные возвраты приемных детей в учреждения.

В планах увеличить и партнёрскую региональную сеть, чтобы была возможность работать по нашим программам с подростками в трудной жизненной ситуации по всей России.

А ещё нам бы очень хотелось запустить проект «ПРОфессия 2», который будет знакомить участников с конкретными специальностями, компаниями, работающими в той или иной области.  Идея – привлечь компании, которые могли бы рассказать, какие специальности наиболее востребованы у них, как можно попасть к ним на стажировку и таким образом получить в дальнейшем молодого и перспективного специалиста. И здесь нам очень нужна помощь бизнеса – финансовая поддержка самого проекта, вовлечение компаний в разработку программ конкретно под них.

Поделиться ссылкой:

© Онлайн-журнал The Glove (Глов), 2020-2025, 16+. Перепечатка материалов, опубликованных на сайте theglove.ru и использование их в любой форме, допустимо только при указании источника с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.