Хорошее выступление начинается задолго до выхода на сцену: с изучения аудитории перед кем будет выступление и детальной проработки темы, с правильной самонастройки и репетиции. Алгоритмом подготовки, практическими советами и успокаивающей статистикой с нами поделилась Елена Гришнева – эксперт с 10-летним опытом в индустрии, основатель и руководитель бюро спикеров Hubspeakers, автор программы «Профессия-спикер».
Определяем аудиторию и говорим с ней на одном языке
Перед подготовкой выступления важно узнать, с какой целевой аудиторией вам предстоит работать. Можно оттолкнуться от базовых характеристик:
- возраст, пол, география;
- род деятельности, доходы;
- интересы.
В идеале – составить портрет вашего слушателя. Это поможет оставаться с аудиторией в одном контексте, не перегружать ее сложными терминами и в то же время не слишком упрощать выступление. Пример портрета: жительница Москвы, 35 лет, маркетолог, работающая на позиции топ-менеджера и заинтересованная в росте продаж.
С портретом ЦА может помочь организатор события. Например, если вас пригласили в качестве спикера на отраслевое бизнес-мероприятие, вы наверняка сможете заранее узнать: представители каких профессий будут в зале, какой у них возраст, какие ключевые интересы.
Так, в моей практике был запрос на выступление перед 4 тысячами операторов машинного доения. Нас ждала определенная группа женщин, которые живут в деревнях и работают в сфере производства молока. Зная портрет аудитории, мы смогли адаптировать выступление и поговорить со слушательницами на одном языке – понятно и интересно рассказали про женское лидерство, семейные ценности, карьеру.
Поделюсь антипримером: перед выступлением на форуме «Основатели» генеральный директор Wildberries Татьяна Ким не определила ЦА мероприятия. Она поделилась информацией для селлеров, но в зале находились основатели различных компаний, начиная от юридических фирм и заканчивая машиностроительными предприятиями. Выступление «прошло мимо» – я сама была свидетелем этой ситуации.
Заполняем выступление пользой и включаем интерактив
В чем вы эксперт? От чего у вас горят глаза? Задав себе эти вопросы, вы сможете определить тему своего выступления. Важно «вшить» ее в общую канву события. Для этого изучите всю вводную информацию, посмотрите на темы других спикеров.
«Заостряйте» тему – например, через «Яндекс.Вордстат» вы узнаете актуальные поисковые запросы по направлению. К сожалению, сейчас многим кажется, что можно просто выступать, заводить аудиторию, привлекать ее громкими фразами и легко на этом зарабатывать. Полное отсутствие полезного контента – бич нашей индустрии.
Если у вас есть авторская методология, собственная книга, кейсы, показавшие эффективность, определенный опыт, релевантный, но в то же время новый для аудитории – вооружитесь этим. К ключевой основе добавьте:
- статистику из авторитетных источников;
- мировые кейсы;
- «боли» сферы и работающие решения.
При определении формата не ограничивайтесь вариантом получасовой лекции. Сейчас популярны десятки решений с разной степенью интерактивности. Например, японская концепция «печа-куча», когда выступающий представляет 20 слайдов за 6 минут 40 секунд. Или же мастер-класс – разовое практические занятие для небольшой группы.
Один из самых востребованных на сегодня форматов – разборы. Они работают следующим образом: из всей аудитории вызывают добровольцев с запросом или проблемным кейсом. Спикер помогает решить поставленные задачи. «Альфа-конфа», комбинирующая такой формат с выступлениями спикеров, собирает по 5 тысяч участников в разных городах России.
Еще одно свежее решение – когда спикер не просто говорит, а делает перед аудиторией что-то конкретное. Например, на Nordic Business Forum один из хедлайнеров за 30 минут на сцене показал настоящее реалити: как создать сайт, продвинуть его и провести первые продажи.
Тенденция индустрии – сокращение времени выступления. Не зря оказался популярен формат «печа-куча», о котором я уже говорила, он экономит время слушателей. Еще один тренд – уход от слайдов, общение «глаза в глаза». Визуалы по-прежнему могут поддерживать ваше выступление, но они должны быть емкими, не отвлекающими, желательно без анимации.
Набираем опыт через практику и «топим лед» в зале
Переживать перед выступлением – это нормально. В течение 10 лет я наблюдаю за самыми разными спикерами, убеждаясь, что волнуются все, от певиц до предпринимателей-миллиардеров. По данным онлайн-панели «Анкетолог», 51% россиян испытывают страх перед выступлениями на публике, при этом 12% отметили, что это зависит от аудитории, перед которой нужно говорить.
Работать с волнением нужно заранее, системно, а также перед самим выступлением и в ходе него. Уделите внимание специальным тренингам. Например, я занималась на курсах «Король говорит», где на каждой встрече участники выступают в разных форматах, а все остальные слушают и оценивают. Также рекомендую книги:
- Евгений Щепин – «Стать спикером. Как профессионалу монетизировать свои знания, выступая публично»;
- Дарья Воронова – «Слышу тебя насквозь. Как звучать на миллион»;
- Борис Агатов – «Деловая сцена».
Не менее важна практика. Даже если вы пройдете 20 курсов, но ни разу не окажетесь на настоящей сцене, вы не рассмотрите свои сильные стороны и точки роста. Здесь снова успокаивает «Анкетолог»: среди всех россиян, у которых есть опыт выступлений, 30% признались, что у них был было как минимум одно неудачное.
Чтобы подобных кейсов у вас было как можно меньше, тщательно готовьтесь:
- пишите речь, отмечая самые важные, самые эмоционально насыщенные моменты;
- репетируйте ее;
- продумывайте ice-breaking-инструменты, которые будут «растапливать» публику на старте – это могут быть уместная шутка, короткая история по теме.
Напоследок хочу отметить, что важно не только прокачивать себя как спикера, но и в целом развивать коммуникационные навыки. Эти знания и опыт взаимосвязаны – внимательно слушающий, интересный, приятный собеседник, как правило, часто оказывается еще и хорошим оратором, так как умеет расположить к себе людей и настроить комфортное взаимодействие.












